Введение в 2005 году экологического стандарта ЕВРО-4, регламентирующего количество вредных выбросов в окружающую среду автомобилями с двигателями внутреннего сгорания, вынудил производителей автомобилей применить техническое решение, которое позволило бы добиться значительного снижения выбросов вредных и опасных для здоровья человека веществ (сажа, оксид азота NOx, оксид углерода и др.) Именно по этой причине большинство современных дизельных автомобилей, выпущенных с 2004 года, оборудованы системой нейтрализации сажи, основным элементом которой является «противосажевый фильтр».
Само название сажевый фильтр поясняет его предназначение: задерживать частицы сажи, которые являются продуктом сгорания дизельного топлива.
Наиболее широко распространены следующие сажевые фильтры дизельных двигателей:
— DPF (Diesel Particulare Filter) сажевые фильтры закрытого типа
— FAP (Filtre a Particules) сажевые фильтры закрытого типа с функцией регенерации
Принцип работы сажевого фильтра
В системе выпуска отработавших газов турбо дизельных автомобилей отвечающих стандарту Euro-4, обычно присутствуют три датчика: датчик температуры, датчик кислорода и датчик дифференциального давления. Если блок управления двигателем выявит некорректную работу любого из компонентов системы отвечающей за контроль правильного смесеобразования, датчика кислорода, расходомера, системы EGR, датчика уровня топлива, датчика уровня реагента (мочевины), датчика уровня топлива в баке, и некоторых других, то это приведет к невозможности проведения регенерации сажевого фильтра.
Как правило, в таких случаях, активируется аварийный режим работы двигателя (на панели приборов загорится предупреждающий символ, мотор потеряет тягу, максимальные обороты снизятся до 2500-3000 мин-1, повысится расход топлива и увеличится дымность выхлопа) Важно отметить, что многочисленные неудачные попытки регенерации сажевого фильтра не проходят бесследно для автомобиля.
Во время процесса регенерации, обогащённая топливо-воздушная смесь не сгорает полностью, и часть несгоревшего топлива все же попадает в моторное масло, и тем самым разжижает его. Со временем, можно заметить, что уровень масла стал значительно выше отметки “max”. Это не только снижает смазывающие и защитные свойства масла, что может нанести вред мотору. Масло с низкой вязкостью легче преодолевает уплотнения, и его подтекания могут быть выявлены в самых неожиданных местах. А попадание масла внутрь интеркулера, и затем вместе с нагнетаемым воздухом в цилиндры двигателя, может вызвать процесс неконтролируемого горения, вплоть до физического разрушения мотора.
Последствия долговременной эксплуатации машины с неисправным сажевым фильтром.
На фото остатки сгоревшего катализатора, причина — засорение сажевого фильтра.
Выявление проблем с сажевым фильтром
Чем раньше будет выявлена проблема с сажевым фильтром, тем лучше. Регулярная диагностика и своевременное прохождение ТО помогут решить проблему на ранней стадии. Симптомами проявления проблем с сажевым фильтром являются:
- снижение тяги мотора
- периодически появляющаяся повышенная дымность выхлопных газов
- повышенный расход топлива — неустойчивые обороты холостого хода
- повышенный уровень моторного масла в двигателе
- неестественный, шипящий звук при работе двигателя
- предупреждающий сигнал в виде иконки DPF фильтра на панели приборов
Какие плюсы в раннем выявлении проблем в работе сажевого фильтра?
Плановая диагностика позволит выявить причину нарушения функционирования и восстановления противосажевого фильтра на раннем этапе. В частности, неверная работа одного из датчиков системы может привести к полной потере работоспособности двигателя. Профилактическая очистка путем проведения сервисной регенерации позволит восстановить емкость фильтра до заданных значений и восстановить функционал. При исправном и не засорённом сажевом фильтре уровень потребления топлива минимален.
Рекомендации для владельцев автомобилей оборудованных сажевым фильтром
Срок службы нового сажевого (FAP/DPF) фильтра при использовании нашего дизельного топлива и при эксплуатации в нашей климатической зоне составляет приблизительно 120-200 тыс. км.
Стоимость вынужденной замены неисправного фильтра на новый достаточна высока. Поэтому имеет смысл уделить внимание определённым принципам при вождении и не допустить преждевременный выход сажевого фильтра из строя. Для владельцев автомобилей с большими пробегами настоятельно рекомендуется не забывать о соблюдении режимов движения автомобиля, при которых процесс регенерации сажевого фильтра будет происходить с обязательным её завершением, без аварийного прерывания. А исключение поездок на короткие расстояния без достаточного прогрева двигателя также значительно увеличит срок службы сажевого фильтра.